понедельник, 31 октября 2011 г.

Конспект урока по пьесе М.Горького "На дне": Образ Луки. Три трактовки

Конспект открытого урока, разработанного для конкурса "Педагогическая надежда" (2012год)
 

План урока по литературе в 11а классе

Тема: Образ Луки. Три трактовки
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: 1. Обучающая: Систематизировать и обобщить знания. 2. Развивающая: Расширение словарного запаса, тренировка умения выражать свои мысли, аргументировать, отстаивать своё мнение. 3. Воспитательная: Развитие дисциплинированности, выдержки.
Оборудование: 1. Раздаточный материал 2. Наглядный материал: презентация (мультимедийное оборудование - проектор) 3. Доска

Ход урока

1.      Организационная часть. Приветствие, объявление темы. Сегодня мы должны систематизировать ваши знания, развить умение выражать свои мысли, аргументировать, отстаивать своё мнение, а также дисциплину и выдержку.  – 5 минут.

2.      Актуализация знаний.
На экране – портрет Горького.
Ребята, на предыдущем уроке мы с вами вместе составили таблицу, в которой отразили три возможных трактовки образа одного из героев пьесы Горького «На дне», Луки. Мы перечислили доказательства каждой из них, и каждая из трёх команд на основе этой таблицы получила на дом задание: первая должна была сделать презентацию, показывающую положительные стороны Луки, вторая – отрицательные, а третьей нужно было показать, что этот герой – катализатор.
На экран учитель выводит портрет Луки.
Сегодня мы с вами должны обменяться мнениями по поводу того, что у нас получилось, поделиться опытом. Кто скажет, что такое дискуссия? Ребята объясняют, что это обсуждение. Если нет, то объясняет учитель: Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Учитель выводит это определение на экран – презентация.
Именно этим мы, ребята, и займёмся, то есть мы устроим дискуссию с целью исследовать образ Луки, образ спорный, проблемный. И одним из самых важных составляющих нашей работы будет аргументированность, то есть способность доказать своё мнение, будь это довод «за» или «против». – 5 минут

3.      Обобщение и систематизация знаний. Учитель раздаёт раздаточный материал: каждому по чистому листку и по листку, на которых есть определение дискуссии, цитата Горького о смысле пьесы и лозунг (у каждой команды - свой).
Учитель читает то, что ученики видят на листках (п. 2): Горький о смысле пьесы: « Основной вопрос, который я хотел поставить, это что лучше – истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью как Лука?»
Как видите, образ Луки противоречив, даже изначальный замысел автора говорит нам об этом. Что же получилось у Горького в результате? В соответствии с положениями герменевтики, без которой невозможно современное изучение литературы, художественное произведение живёт самостоятельной жизнью, автор уже не властен над ним. Возможно неограниченное количество интерпретаций, если их можно подкрепить содержанием произведения. Давайте посмотрим, как можно интерпретировать образ Луки, как нам удастся подкрепить разные точки зрения текстом.
Сейчас каждая команда должна прочитать цитату на листочке (п.3) и сделать её лозунгом своего выступления. Ученики читают вслух (по очереди):
1 команда - Актеры МХАТа Москвин и Лужский писали, что «Горький, читая слова Луки, обращенные к Анне, вытирал слезы», что «Горький симпатизировал Луке больше всех».
2 команда -   Пьеса «На дне» запечатлела переломный момент во всей судьбе Горького. Он, словно боясь отстать от революции, от ее боевых, категоричных законов, щедро рассыпает по тексту реплики, осуждающие Луку. В пьесе отчасти выстроена целая линия осуждения, даже высмеивания Луки. (В.А. Чалмаев)
3 команда - Сатин сказал: «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский)
Во время чтения учитель выводит на экран портреты Москвина, Лужского, Чалмаева, Анненского.
   Этот этап занимает 5 минут.
4.      Выступление первой команды. Презентация о положительном образе Луки.
Выступление второй команды. Презентация об отрицательном образе Луки
Выступление третьей команды. Презентация Лука-катализатор. – 10 минут
Командам выставляются баллы на доске – по 5 шкале в зависимости от качества презентации.
5.      Дискуссия. Команды должны подготовить по 5 самых сильных аргументов в защиту своей точки зрения. Они пишутся на листках рядом с проставленными цифрами (п. 4). На этих же листках участники записывают свои фамилии.
Команды по очереди называют аргумент, другие им возражают.
Учитель на доске выставляет баллы за аргументы и возражения). В конце – подсчёт.  – 14 минут
6.      Подведение итогов урока. Учитель: итак, как видите, любую из этих трёх точек зрения на образ Луки можно подтвердить текстом пьесы, а значит, все они имеют право на существование. У современного литературоведения и школьного литературного анализа нет цели найти единственно правильную трактовку литературного произведения – это противоречило бы  гносеологии, то есть теории о множественности интерпретаций, без которой невозможно современное исследование художественного произведения. Мы с вами должны были обсудить разные аспекты образа Луки, чтобы понять, что он многогранен и неоднозначен. Как вам кажется, получилась ли у нас дискуссия, достигли ли мы задуманного? Ученики по очереди высказывают своё мнение.
Учитель: Некоторые из вас сегодня, возможно, работая в команде, защищали точку зрения, которую не разделяют. Это был полезный опыт, он помог вам встать на чужую точку зрения, признать её право на существование. Но теперь у вас есть возможность высказать своё личное мнение. Как и Лука ночлежникам, я предоставляю вам свободу выбора: сами решайте, какая из трактовок вам близка.
   На чистых листках (выданы заранее) ученики должны написать, какая трактовка близка именно им и почему. Объём – полстраницы. – 4 минуты
7.      Домашнее задание: подобрать цитаты из пьесы о правде, свободе и человеке. - 2 минуты


Комментариев нет:

Отправить комментарий