понедельник, 31 октября 2011 г.

Пьеса Островского "Гроза". Самоубийство Катерины

   Традиционно в учебной литературе даются только две трактовки самоубийства главной героини пьесы Островского "Гроза". Её поступок представляется либо как проявление силы, либо как проявление слабости. В данной статье мы рассмотрим ещё две возможные трактовки и покажем, что только последняя доказывается текстом драмы.
   Прежде всего, расскажем о первой трактовке. Итак, есть версия, что Катерина покончила с собой, так как не могла больше выносить того образа жизни, который была вынуждена вести в Калинове: гнёта Кабанихи, невнимания мужа Тихона, предательства возлюбленного, Бориса. Убивая себя, она освобождается от всего этого, сбрасывает с плеч непосильный груз.
   По второй версии, Катерина проявляет силу, отвергая жизнь в Калинове с её домостроевскими обычаями, уничтожающими человеческую душу. Она бросает вызов обществу, "тёмному царству", отказываясь смириться и покориться. При такой трактовке Катерина предстаёт бунтаркой, разрывающей цепи быта и, подобно птице, улетающей на свободу - пусть даже ценой собственной жизни.
   Нужно сказать, что обе эти трактовки являются умозрительными, я бы даже сказал, бытовыми. Их можно всерьёз допускать, лишь основываясь на жизненном опыте, но никак не на серьёзном литературном анализе.
   Третья трактовка должна приводиться на уроке для создания проблемной ситуации, поскольку она показывает Катерину в совершенно неожиданном свете. Я называю её "Подлый расчёт".
   Катерина, как известно, была истовой христианкой. Следовательно, целью её жизни должно быть спасение души. Она не могла не понимать, что, оставаясь жить в Калинове, она неизбежно придёт к тому, что уподобится Кабанихе - годы жизни в бездушном городе, где на первом месте стоят ритуал и внешние приличия, окажутся для неё прокрустовым ложем (желательно, что бы на уроке дети сами сказали об этом). Таким образом, Катерина осознаёт, что жизнь среди представителей "тёмного царства" непременно загубит её душу, и она попадёт в ад. С другой стороны, как альтернатива, - самоубийство. Смертный грех, за который нет прощения. Почему же Катерина, христианка, выбирает именно этот вариант? Ответ на этот вопрос даёт Кулигин, который говорит о Боге, как о высшем судие, который милосердней калиновцев. Они не простили Катерину, не дали ей того. о чём она просила. Теперь у неё одна надежда - на Бога. Таким образом, Катерина выбирает меньшее из зол, рассчитывая на то, что Господь простит ей самоубийство, и считая, что постепенное омертвение души прощено точно не будет. 
   Четвёртая и самая, на мой взгляд, правомочная трактовка, показывает нам святость Катерины. Только её действительно можно доказать текстом драмы.
   В пьесе Островского есть множество христианских мотивов, но наибольшая концентрация наблюдается в финале. Гибель главной героини буквально перенасыщена ими. 
   Во-первых, важен сам выбор способа вести счёты с жизнью. Катерина не застрелилась, не перерезала себе горло и не повесилась, хотя все эти способы были ей доступны. Нет, она бросилась в реку. Почему? Отталкиваясь от христианской парадигмы, нельзя не вспомнить о том, как крестились первые христиане, - в РЕКЕ Иордан. 
   Далее мы читаем о том, что Катерина ударилась о якорь, после чего на её виске осталась крошечная, некровоточащая ранка. Волга - река, значит, и якорь тоже речной. Как известно, апостол Пётр был рыбаком, и одним из раннехристианских символов, наряду с рыбой, был именно ЯКОРЬ. Если же задуматься, то становится ясно, что присутствие якоря там, где бросилась в реку Катерина не случайно. Дело в том, что она бросилась с обрыва, то есть там, где нельзя высадиться на брег. Зачем же там останавливать лодку и бросать якорь? Очевидно, что в данном случае имело место Божественное вмешательство. Ну, и конечно, тот факт, что тело Катерины не было повреждено, несмотря на бурное течение Волги, что она производила впечатление спящей, заставляет вспомнить о нетленности святой плоти. 
   Итак, мы видим, что версия, которую можно доказать текстом произведения, как правило, выглядит наиболее адекватной. Это не значит, что прочие интерпретации не имеют права на существование. Герменевтика и гносеология допускают бесчисленное количество толкований, предоставляют читателю или исследователю анализировать художественное произведение с самых разных позиций. 
   Ученикам следует предоставлять право придерживаться той интерпретации, которая им близка, о нужно показывать при этом, что текст играет важную роль при литературном анализе.

2 комментария:

  1. замечательный анализ, спасибо

    ОтветитьУдалить
  2. Нам еще учительница литературы, когда все это рассказывала,упомянула,что верхняя часть якоря внешне похожа на крест. ⚓✝️

    ОтветитьУдалить