вторник, 27 декабря 2011 г.

Урок по подготовке к сочинению


Мотивация: Скоро новый год, и поэтому давайте вспомним, как мы обычно готовимся к его встрече.
Тема: Как я готовлюсь к новому году.
Определение замысла и эмоциональности:
Определите в названии темы ключевое слово. (готовлюсь).
Что входит в подготовку к Новому году?
Какое у вас обычно бывает настроение в это время?
Нравится ли вам украшать ёлку?
Нравится ли вам готовить подарки?
Покупка или изготовление подарков, приобретение живой или сборка искусственной ёлки, её украшение, готовка угощения, приглашение гостей, сопровождающиеся радостью и праздничным настроением.
Определение стиля и типа речи будущего текста: Чему мы должны уделить больше времени в нашем тексте: рассказу или описанию?
В каком случае мы будем использовать описание, а в каком повествование?
Преобладание повествования.
Повествование – там, где разговор идёт о наших действиях;
Описание – там, где необходимо рассказать о том, что мы видим, как выглядят подарки, например, и прочее.
Отбор материала: давайте перечислим, кого вы собираетесь поздравлять. Что бы вы хотели кому подарить? Что бы вы сами хотели получить в подарок? Кого вы позовёте в гости? Какая у вас будет ёлка, кто её купит, украсит? Будет ли на вашем празднике Дед Мороз, и кто будет его изображать? Будете ли вы готовить какие-нибудь конкурсы?
Напишите возможные варианты вступления.
Напишите, что вам кажется самым главным при подготовке к Новому году.
Давайте сравним то, что у вас получилось.
Почему возможны различные вступления?
Почему оказалось, что для вас главное заключается не в одном и том же?
На одну тему можно написать разные сочинения. На одну тему могут быть разные замыслы.
Дети выделяют друг у друга, что подходит к теме, а что нет. Дают друг другу советы.
Формулирование основной мысли текста и составление рабочего плана: сформулируйте основную мысль вашего текста, исходя из того, чему вы собираетесь уделить в нём наибольшее внимание, что вам представляется наиболее важным при раскрытии данной темы и вашего замысла.
Давайте составим план. Помните, что вначале идёт вступление, потом основная часть, а потом заключение. План должен соответствовать замыслу.
Дети составляют план самостоятельно.
Примерный план:
1.Вступление.
а) почему я люблю Новый год.
б) почему я готовлюсь к Новому году.
2.Основная часть.
а) что входит в подготовку.
б) как я готовлюсь.
3.Заключение.
Счастливый Новый год – результат хорошей подготовки.


Подбор языковых средств и приёмов, соответствующих замыслу, эмоциональности и теме:
Учитель предлагает ученикам придумать эпитеты к следующим словам: ёлка, подарок, друзья, гости, ёлочные игрушки, гирлянды, фонарики.
А теперь придумайте с этими словами сравнения.
Дети сравнивают то, что у них получилось, и обсуждают: есть ли неудачные эпитеты, сравнения; какие из них подходят для реализации замысла, а какие нет, и почему.
Учитель зачитывает детям описание подготовки к Рождеству из ''Щелкунчика'', или даёт детям прослушать пластинку. ( Это можно использовать и для мотивации. Например, после прочтения задаётся вопрос: А как вы готовитесь к Новому году?). Потом дети обсуждают, что можно использовать из этого отрывка в их собственных сочинениях, что соответствует их замыслу, а что нужно отбросить.
Создание текста: текст создаётся дома, а на следующем уроке собирается учителем для проверки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий