вторник, 27 декабря 2011 г.

Материалы для урока на тему "Сравнения"


I этап

Упражнение 1

Не только кто имеет двадцать пять лет отроду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волосы и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. ( Н.В. Гоголь. Невский проспект).

1.Прочитайте предложение.
2.Что здесь с чем сравнивается?
3.По какому признаку сравнивается?
4.Какие это вносит смысловые оттенки?
5.Попробуйте прочитать это предложение без сравнения.
6.Сопоставьте его с первоначальным предложением. В чём различие между ними?

Введём понятие сравнения: данное образное средство является сравнением и вносит дополнительные оттенки смысла.

Упражнение 2

И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, и миниатюрный, лёгкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою голову к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, - всё вымещает на нём могущество силы или могущество слабости.

1.Прочитайте предложение.
2.Найдите в предложении сравнения.
3.Что в них и с чем сравнивается?
4.По какому признаку проводятся сравнения?
5.Какими ещё способами можно передать эти сравнения?
Используйте слова: словно, будто, подобно; напоминать (напоминающий), походить (походящий).

II этап

Упражнение 1

Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, чёрные, как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии. Служащим в других департаментах провидение отказало в чёрных бакенбардах, они должны, к величайшей неприятности своей, носить рыжие.

1.Прочитайте отрывок.
2.Найдите сравнение.
3.Что с чем сравнивается?
4.По какому признаку сравнивается?
5.Прочитайте текст без сравнения.
6.Какие смыслы потерял текст без сравнения?
7.Озаглавьте текст.

Упражнение 2

Тысячи сортов шляпок, платьев, платков – пёстрых, лёгких, к которым иногда в течение целых двух дней сохраняется привязанность их владетельниц, ослепят хоть кого на Невском проспекте. Кажется, как будто целое море мотыльков поднялось вдруг со стеблей и волнуется блестящею тучею над чёрными жуками мужеского пола. Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми, вы почтительно отойдёт к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтём; сердцем вашим овладеет робость и страх, чтобы как-нибудь от неосторожно даже дыхания вашего не переломилось прелестнейшее произведение природы и искусства.

1.Прочитайте отрывок.
2.Найдите сравнения.
3.Что с чем сравнивается?
4.По какому признаку сравнивается?
5.Прочитайте текст без сравнений.
6.Какие смыслы потерял текст без сравнений?
7.Какие другие сравнения можно было бы использовать?
8.Как меняется от этого смысл текста?
9.Озаглавьте текст.

III этап

Упражнение 1

1.Соедините слова под пунктом а) со словами под пунктом б) так, чтобы получились сравнения.

а). солнце, стекло, мягкий, тонкий, прыгнуть, молоко.
б). лёд, огонь, снег, как барс, шёлк, игла.

2.Составьте с получившимися сравнениями предложения.

Упражнение 2

Представьте, что вы приехали в Африку, где зимой никогда не бывает холодно. Люди, которые там живут, узнали, что вы из России и просят вас рассказать им о том, какая у вас в стране зима. Расскажите, используя сравнения.

Представьте, что вы – известный учёный-ботаник (или зоолог), и только что вернулись из увлекательного путешествия на далёкую планету ''Максималь''. Вам нужно предоставить подробный отчёт о том, как выглядят и на что похожи растения (или  животные) на этой планете. Составьте этот отчёт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий