вторник, 1 ноября 2011 г.

Система уроков по поэме Лермонтова ''Мцыри'' для 7 класса (1-2 уроки)


Система уроков по поэме Лермонтова ''Мцыри'' для 7 класса

1.Чтение поэмы и создание установки на анализ.
2.Анализ первых 8 глав.
3.Анализ глав с 9 по 19.
4.Анализ глав с 20 по 26.

Урок 1.Чтение поэмы.

Цель урока: создание установки на анализ.

Приветствие.1минута

Учитель предлагает открыть в учебниках поэму Лермонтова ''Мцыри'' и следить по текстам, пока он будет читать. 2,5 минуты.

Учитель читает поэму вслух, а дети следят за текстом по учебникам. 32 минуты.
Учитель предлагает детям посчитать, сколько глав занимает в поэме описание жизни Мцыри в монастыре, и сколько – вне стен монастыря. 1,5 минуты.
Оказывается, что жизнь в монастыре(20 лет) занимает 4 главы, а жизнь на воле – всю остальную поэму (3 дня).
Учитель в качестве домашнего задания предлагает детям письменно ответить на вопрос:
Почему описание  жизни Мцыри в монастыре занимает только 4 главы, хотя Мцыри прожил там 20 лет, а описание жизни Мцыри сне стен монастыря занимает всю остальную часть поэмы, хотя Мцыри провёл там всего 3 дня? 3 минуты.

Урок 2. Анализ первых 8 глав.

Цель урока: утвердить детей в мысли, что Мцыри и буря – родственны.

Приветствие.1

Учитель спрашивает, вызывает ли Мцыри у учеников сочувствие.
Ответ: да.0,5
 - Почему Мцыри покинул ''хранительные стены'' монастыря?
 - Он стремился к свободе, хотел попасть на родину.1,5
Учитель предлагает прочитать первые 8 глав.9 минут
После этого задаёт вопросы:
 - В какой именно период Мцыри покидает монастырь?
 - Перед принятием обета.2
 - Почему он бежит именно в грозу, ночью?
 - Его манит ''пламенная страсть'', зовущая в ''мир тревог и битв''2
 - Как сам Мцыри объясняет причины своего побега?
В качестве ответа дети приводят 8 главу.2
 Учитель предлагает обратить внимание на начало 6 главы и спрашивает, как ученики могут объяснить сравнение ''как братья''.
 - Мир, в котором оказался Мцыри, в отличие от того, который он покинул, - это родной ему мир.1,5
 - Где ещё в первых 8 главах употребляется то же сравнение? 3
 - В 8 главе:
                                          О, я как брат
                                          Обняться с бурей был бы рад!

Учитель спрашивает, почему Мцыри считает, что состоит в родстве с природой, бурей.
  - Потому что он рождён на диком Кавказе и стихия, буря ему близки по духу.1,5
 - Почему же Мцыри сбежал из монастыря в грозу?
 - Чтобы породниться со стихией, обняться с бурей.1,5
Теперь учитель просит учеников проследить по первым 8 главам, какие слова использует Лермонтов в качестве синонимов к слову ''тюрьма''.
Ученики выписывают в тетрадь следующее:
Тюрьма, монастырь, хранительные стены, плен, обитель, душные кельи, сумрачные стены. 5 минут.
Учитель обращает внимание учеников на то, что в связи с монастырём ни разу не употребляется само слово ''тюрьма'', а также на то, что записанный ряд слов распадается на 2 группы:
Хранительные стены                             плен                                                                                            
Обитель                                                   душные кельи
Монастырь                                              сумрачные стены

2-2,5 минуты.

 - Что же такое для Мцыри тюрьма?
 - Монастырь.1
 - Запишите, что тюрьма для Мцыри – это монастырь, так как это понадобится нам при дальнейшем анализе.1,5 минута.
 - Почему часто употребляется слово ''стены'?
 - Как символ тюрьмы.1
Учитель собирает письменно выполненное домашнее задание (ответ на вопрос) и дома проверяет его.
Домашнее задание: ученикам предлагается представить и описать иллюстрацию к одной из глав с 9 по 19. 3 минуты.

1 комментарий: