вторник, 1 ноября 2011 г.

Продолжение урока по стихотворению "Во глубине сибирских руд"

Почему Пушкин сделал эти изменения?
Ответ: Ссыльным придаётся большая значительность, думы – как думы о государстве, о судьбе России. Разбудит бодрость, а не возбудит веселье, так как ссыльные остаются бодры, ибо они знают, что их дело – правое, они не смиряются, не сдаются, их бодрость стоит только разбудить, и они снова будут готовы к борьбе и труду.
Вопрос: Почему терпенье гордое?
Ответ: Потому что декабристы не сдались, они уверены в своей правоте и ждут, когда правда восторжествует, не сомневаясь, что так и случится.
 Любовь и дружество дойдут, а не проникнут, потому что перед ними любая преграда – ничто, и им не нужно проникать, они идут свободно, они для этого достаточно сильны. Тоже самое и со свободным гласом поэта – он тоже доходит, так как свободен, а свободен, так как поэт всегда свободен. Скорбный, поэтому, заменено на свободный. Железные заменено на мрачные, чтобы подчеркнуть контраст между свободой и темницей. Оковы падут – в этом есть оттенок неизбежности и окончательности, как бы отражение того, что этого не могло не случиться.  Братья подадут меч как то, что принадлежит узникам по праву, как бы вернут его им.
   Здесь учитель рассказывает ученикам о том, что, перед тем, как декабристов сослали, их разжаловали из дворян и символически сломали их шпаги – символ дворянской чести. Таким образом, меч может символизировать шпагу.
Вопрос: Какое тогда значение имеет последняя строчка стихотворения?
Ответ: Вместе со свободой ссыльным возвращают их дворянство, честь и достоинство.
Вопрос: А какое значение имеет то, что их возвращают именно братья?
Ответ: Дворяне признают таким образом их равность себе, а их дело – правым.
 Теперь учитель спрашивает, какое ещё есть отличие в текстах.
Ответ: Поэт поменял четверостишия местами.
Почему? Что от этого изменилось в стихотворении?
Ответ: В списке Ростопчиной любовь друзей возбуждает надежду на то, что придёт желанная пора, когда оковы спадут, и узники обретут свободу. В окончательном же варианте надежда имеет более значительную роль, она уже как бы есть, а любовь и дружество являются частью желанной поры. Таким образом декабристы предстают более сильными людьми, которые и сами по себе имеют надежду, и её не нужно возбуждать в них.
На что же надеются в целом узники?
На свободу.
В чём она для них и для поэта, их друга, заключается?
В возвращении чести, достоинства, дворянского звания. А для чего им это всё нужно?
Чтобы продолжать трудиться и бороться на благо государства.
Что же тогда для них свобода?
В возможности служить отечеству верой и правдой.
Симпатичны ли вам декабристы.
Да.
А кто мешает им по их мнению  служить отчизне?
Император.
Почему декабристы считают его своим противником?
Они против самодержавия.
Но ведь они в тюрьме, почему же поэт так уверен, что свобода наступит?
Потому что свобода и правда сильнее тирании.
Почему?
Она основана на законе, а не на самовластье.
Значит, свобода имеет основой закон?
Да.
Какой тогда она является категорией?
Государственной.

Затем учитель диктует ученикам высказывание Герцена:
''Только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлого, полнила своими мужественными звуками настоящее и посылала свой голос в далёкое будущее…Вдохновение Пушкина его не обмануло''.
Домашнее задание: напишите, как вы понимаете эти слова Герцена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий