вторник, 1 ноября 2011 г.

Система уроков по поэме Лермонтова ''Мцыри'' для 7 класса (3-4 уроки)

Урок 3.Анализ глав с 9 по 19.

Цель урока: Продемонстрировать детям двойственность природы.

Приветствие. 1

Учитель спрашивает, почему Мцыри о днях, Проведённых вне стен монастыря, говорит:

                                     ''…и жизнь моя
                                     Без этих трёх блаженных дней
                                     Была б печальней и мрачней
                                     Бессильной старости твоей''.

1,5 минуты.

Ученики затрудняются ответить чётко, и учитель предлагает перечитать главы с 9 по 19, уделяя особенное внимание главе 11. 12 минут.
 - Где находился Мцыри, переживающий столь сильные чувства?
 - ''На краю грозящей бездны''.1
Учитель просит учеников описать картину, которая открывается Мцыри в тот момент.
Дети делают это хором.1,5
Учитель предлагает перечитать главы с12 по14. 4 минуты
 - Хочет ли Мцыри пойти за грузинкой?
 - Да. 0,5
 - Приняли бы его там?
 - Скорее всего.0,5
 - Почему же Мцыри не пошёл вслед за грузинкой?

Ответ:                   Хотелось мне… но я туда
                              Взойти не смел. Я цель одну –
                              Пройти в родимую страну –
                              Имел в душе и превозмог
                              Страданье голода, как мог.
2 минуты


 - Почему Мцыри считал, что, если он пойдёт в дом к грузинке, это помешает ему прийти на родину? Обратите внимание на описание хижины.
 - Потому что хижина – тоже тюрьма.1,5
 - Запишите, что хижина для Мцыри – тюрьма, как и монастырь. Это пригодится для дальнейшего анализа.1
 - Как и когда изменяется картина природы, окружающей Мцыри?
 - Когда он заблудился, Мцыри чувствует прилив бешенства, исступление. Природа становится страшной, кругом лес и терновник. Ночь и тьма.1,5
Теперь учитель предлагает обратиться к главам 15 и 16. Особенное внимание рекомендуется уделить началу 16 главы. 3
 - В каком значении здесь употребляется слово ''стена''?
 - Мир природы предстаёт грозным, диким, лес стоит стеной, темная чаща. 1,5
Учитель предлагает вспомнить о двойственности монастыря: это и обитель, и тюрьма.
 - Можно ли говорить о двойственности природы?
 - Да.1,5
 - В чём эта двойственность заключается?
 - С одной стороны природа в поэме – ''Божий сад'', одухотворённый ''следами небесных слёз'', а с другой – дикий, страшный, тёмный мир, исторгающий из груди Мцыри ''ужасный крик''. 2
 - Каким вам представляется Мцыри, ожидающий схватки с барсом?
 - Глаза горят, всё тело напряжено, в руках ''рогатый сук''.1,5
 - Что чувствует в этот момент Мцыри?

 -                                      …сердце вдруг
                                         Зажглося жаждою борьбы
                                         И крови…

2 минуты

 - Почему Мцыри вступает в бой с барсом, ждёт его нападения, если он говорит, что мечтал попасть на родину?
 - Для него  родина – дикий мир борьбы и природы. Кроме того, ему необходимо знать, что он достоин своей родины, своих храбрых и диких предков.2
 - Найдите подтверждение этого в тексте.

 -                                 И нынче я уверен в том,
                                   Что быть бы мог в краю отцов
                                   Не из последних удальцов.

2 минуты

В качестве домашнего задания детям предлагается составить киносценарий по 12-14 главам, чтобы проверить, как они поняли пройденное.

Киносценарий составляется по следующему плану:
Номер
кадра



План
(общий,
средний,
крупный)

Положение камеры (прямо, сверху, снизу)


Содержание кадра
( включая текст персонажей)



Музыкальное, или какое-либо другое
Звуковое сопровождение (стук шагов, скрип дверей и прочее)


































КИНОСЦЕНАРИЙ.

Цветовая гамма: белый, голубой, бежевый, пепельный.
Освещение: светло, так как утро.
Воздух наполнен белыми брызгами воды.
Грузинка: в белом, но ничего слепящего. Одежда лишь слегка колышется ветром.
Мцыри: в коричневой или чёрной рясе, волосы и глаза чёрные. Голова непокрыта.

Камера статична, хотя и разноплановая.

Кадр1.
Мцыри спускается с горы, держась за кусты. Из-под ног катятся камни.
Общий план.
Шум воды.
2.
Спустившись, наклоняется к воде и пьёт.
Общий план.
Шум воды.
3.
Лицо Мцыри. Выражает радость.
Крупный план.
Шум воды сильней.
Раздаётся голос. Он что-то напевает. Мцыри поднимает голову, он испуган и насторожен. Оглядывается по сторонам. Сосредоточенно прислушивается, пытаясь понять, откуда доносится звук. Вскакивает на ноги.
4.
Прячется в кустах.
Общий план.
5.
Лицо Мцыри сквозь сетку кустов. Он ждёт чьего-то появления. На лице тревога.
Крупный план.
Шум воды тише, а голос становится громче. Слышится шорох шагов.
6.
Грузинка показывается из-за уступа. Спускается по тропинке, держа кувшин над головой. Осторожно обходит камни. Чадра откинута, видно, как грузинка смеётся своей неловкости, когда спотыкается или скользит на камнях. Спускается к воде, приседает, наполняет кувшин водой.
Смех грузинки.
7.
Текущая в кувшин вода.
Крупный план.
Журчание воды.
8.
Лицо грузинки. Спокойно и радостно. Она смотрит по сторонам, заслоняется рукой от брызг и от солнца. Смеётся.
Журчание воды, смех грузинки.
9.
Лицо Мцыри. Он раздвигает рукой кусты. Наблюдает за грузинкой. Улыбается слегка.
Крупный план.
10.
Удаляющаяся грузинка. Заходит в дом: дверь отворяется, потом затворяется. Дамок над кровлей.
Общий план.
11.
Лицо Мцыри.
Всё ещё слышно журчание льющейся в кувшин воды.
Мцыри опускает глаза и исчезает за сомкнувшимися кустами.
Журчание прекращается.

Урок 4. Анализ глав с 20 по 26. Сравнение редакций 20 главы поэмы.

Цель урока: Помочь детям осознать, что, хотя Мцыри и погиб, его смерть всё же можно считать победой над судьбой.

Приветствие.1

Киносценарии собираются и проверяются учителем дома. 0,5

Учитель предлагает прочитать 20 – 26 главы. 8,5 минут
Затем ученикам предлагается сравнить две редакции 20 главы.

Первоначальная редакция:

Тот край казался мне знаком…
И страшно, страшно стало мне!..
Вот снова мерный в тишине
Раздался звук: и в этот раз
Я понял смысл его тотчас:
То был предвестник похорон,
Большого колокола звон.
И слушал я, без дум, без сил,
Казалось, звон тот выходил
Из сердца, будто кто-нибудь
Железом ударял мне в грудь,
О Боже, думал я, зачем
Ты дал мне то, что дал ты всем,
И крепость сил, и мысли власть,
Желанья, молодость и страсть?
Зачем ты ум наполнил мой
Неутолимою тоской
По дикой воле? Почему
Ты на земле мне одному
Дал вместо родины тюрьму?
Ты не хотел меня спасти!
Ты мне желанного пути
Не указал во тьме ночной,
И ныне я как волк ручной.
Так я роптал. То был, старик,
Отчаянья безумный  крик,
Страданьем вынужденный стон.
Скажи? Ведь буду я прощён?
Я был обманут в первый раз!
До сей минуты каждый час
Надежду тёмную дарил,
Молился я, и ждал, и жил.
И вдруг унылой чередой
Дни детства встали предо мной.

2,5 минуты

 - Почему в окончательной редакции Лермонтов отказывается от этих строк?
 - Потому что в первоначальной редакции Мцыри как бы испрашивает прощения, даже оправдывается. А Мцыри горд и не нуждается в прощении.1
Кроме того, Мцыри в окончательной редакции не ропщет на Бога, он не высказывает протест, так как слишком горд, а роптать значит просить. Мцыри же ничего не просит, он надеется только на себя.1
Кроме того, строчка '' Молился я, и ждал, и жил'' вступает в противоречие со строчкой ''Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил…''. Жить для Мцыри возможно только вне стен монастыря.1

 - Давайте обратимся к главам 20 и 21. Проследите употребление в них слова ''тюрьма''.2
 - Почему Мцыри заговаривает о цветке.
 - Он сравнивает себя с цветком.0,5
 - Похож ли сад, описанный Мцыри в 21 главе на тюрьму?

…И много дней
Прошло, и добрая рука
Печалью тронулась цветка,
И был он в сад перенесён,
В соседство роз. Со всех сторон
Дышала сладость бытия…

 - Нет, не похож.1
 - Почему же Мцыри называет его тюрьмой?
 - Потому что он был рождён не для такой жизни, и счастье для него не в ''сладости бытия'', а в борьбе. Кроме того, как бы в саду ни было хорошо, это не его родина, он чувствует себя чужим.1

 - Давайте обратимся к главе 23., содержащей песню рыбки.1,5
Как эта песня соотносится с остальным текстом поэмы?
К образам покоя и защиты или к образам дикой стихии относится рыбка?
 - К образам покоя и защиты.0,5
 - Где Мцыри был бы наиболее защищён?
 - В монастыре.0,5
 - Что говорит в пользу этого утверждения? Найдите в тексте поэмы подтверждения.
 - Описание монастыря: хранительные стены, обитель. Кроме того, Мцыри был '''искусством дружеским спасён''. К исповеди его понуждают ''увещеваньем и мольбой'', а не заставляют насильно. На это же работает упоминание голубя, находящего убежище от грозы в '' глубокой скважине'' монастырской стены.2
 - Почему же для Мцыри всё это представляется тюрьмой?
 - Потому что по отношению к ''пламенной страсти'' Мцыри, к его стремлению в родную стихию, всё является насилием и тюрьмой, в том числе и добрый, спасительный монастырь, и дом грузинки, и любовь рыбки. Покой грозит порабощением воли и неосуществлением желания.2
 - Обратите внимание на 25 главу, особенно на строки:

Знай, этот пламень с юных дней,
Таяся, жил в груди моей;
Но ныне пищи нет ему,
И он прожёг свою тюрьму…

1,5 минуты

 - Какое значение приобретает здесь слово ''тюрьма?''
 - Тюрьмой для ''пламенной страсти'' оказывается тело Мцыри.1
 - Мог ли Мцыри победить, если даже его тело – его тюрьма?
 - Да, поскольку борьба идёт не между телом Мцыри и окружающим миром, а между пламенной страстью, духом и тюрьмой во всех её воплощениях. И строка ''И он прожёг свою тюрьму…'' говорят о победе и над тюрьмой-телом.1,5

 - Давайте сравним последнюю главу поэмы со 2 и 3. 2
Зачем к Мцыри приходит чернец?
 - ''С увещеваньем и мольбой'' он приходит. Хочет, чтобы Мцыри исповедовался.1
 - Можно ли считать рассказ исповедью?
 - Нет.0,5
 - Почему?
 - Потому что исповедь предполагает раскаяние и смирение. Мцыри же считает, что ему не в чем исповедоваться, поскольку людям он не делал зла.1,5
 - Почему поэма заканчивается словами Мцыри: ''И никого не прокляну!''?
 - Потому что никто конкретно не виноват в трагическом исходе борьбы Мцыри с судьбой. Он никого не обвиняет в начале своего рассказа и не делает этого в конце. 1,5
 - Можно ли сказать, что эти слова Мцыри служат ещё одним доказательством победы духа Мцыри?
- Да. Он мог бы обвинять монахов, но не делает этого. Это было бы мелочно. 0,5

Домашнее задание: Ответьте письменно на вопрос: Можно ли считать смерть Мцыри его победой в борьбе с судьбой? Домашнее задание собирается на следующем уроке и проверяется учителем дома с целью выяснить, насколько верно усвоен материал. 3

Комментариев нет:

Отправить комментарий